Все, без исключения, родители хотят услышать от своего дитя первые слова, слова осознанные. И это естественно! Речь- это высшая психическая функция, которая присуща только человеку и отличает его от других живых существ. При помощи речи мы выражаем свои мысли, вступаем в коммуникацию с другими людьми. Речь — это пик, вершина пирамиды.

Но любая пирамида начинается с основания, фундамента и чем он крепче и устойчивее, тем лучше происходит развитие осознанной речи, которая неразрывно связана с таким психическим процессом как мышление.

Не случайно в заголовке статьи слово «Мышление» стоит на первом месте. Оно является основанием для развития осознанной речи.

Л. С. Выготский (советский психолог, изучавший высшие психические функции) утверждал, что предпосылками для запуска речи является неречевая предметная деятельность и речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком.

Мышление (по А.Н. Леонтьеву – советский психолог, педагог, философ) – это процесс отражения объективной реальности, отражающий высшую ступень человеческого познания; мышление дает знание о существенных связях, свойствах и отношениях объективной реальности, осуществляет переход в процессе познание «от явления к сущности».

 

Целью этой статьи является информирование читателей о том, какие виды мышления бывают, как и в каком возрасте появляются и как развиваются.

 

Необходимость понимания развития мышления ребенка, обусловлено возможностью вовремя заметить возможные нарушения и начать работать над ними.

 

Виды мышления

 

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Первая ступень в развитии мышления, которая представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. По-другому этот вид мышления можно назвать «ручной интеллект» или неречевая предметная деятельность.

 

Уважаемые родители, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему детям нравится все кидать, ломать, вертеть, открывать все предметы, которые попадают в ручки?

Это происходит не потому, что ребенок шалит или пытается напакостить, а потому что происходит активное развитие наглядно-действенного мышления.

Для детей примерно до трех лет это основной способ познания мира. Изучение окружающего мира, а, следовательно, развитие ребенка происходит через прикосновение (включение мелкой моторики) к предметам и манипуляции с ними.

Здесь происходит активная исследовательская деятельность, понимание устройства мира и его предметов.  Он видит, как падает ложка со стола, которую он случайно уронил за обедом, у него появляется интерес, а затем подключается мышление! Дальше малыш захочет проверить, а как падает другой предмет, с каким звуком и как долго он будет падать, что произойдет с предметом после падения – разобьётся или нет?

 

Вряд ли родителям нравятся каждодневные уборки в квартире после таких активных исследований. На данном этапе развития родители могут помогать ребенку (и себе тоже), при этом с минимальными потерями и разрушениями предметов в квартире.

 

Например, заверните в фольгу любимые игрушки малыша или поместите их в прозрачные баночки с крышками, которые открываются по-разному (винтовая крышка или захлопывающаяся), а также можно использовать пакеты с застёжками зип-лок, в общем, можно использовать все, на что хватит вашей фантазии, но безопасно для ребенка.

 

ВАЖНО, чтобы ребёнок смог это открыть! В случае неудачи ребёнок откажется выполнять задание и потеряет интерес. Не менее важным является цель, то есть любимая игрушка, которую ребенок будет видеть в прозрачной банке или пакете и очень сильно желать её достать. Другими словами, замотивируйте вашего малыша! Как известно, мотивация это двигатель прогресса!

 

 

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

 

Этот вид развития мышления появляется примерно к трех годам и составляет доминанту поведения ребенка. Связь с практическими действиями сохраняется, но не является такой тесной и непосредственной как раньше.

Сейчас ведущую роль играют сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие) – процессы, которые обеспечивают связь внешнего и внутреннего мира посредством органов чувств.

Например, малыш начинает изучать, отличать и классифицировать предметы по форме и цвету, а также различает вкусы и запахи. Однажды, увидев и попробовав на вкус кислый лимон, малыш запомнит его яркий вкус и аромат и затем сможет отличить его от других фруктов только при зрительном контакте или только при вкусовом, без опоры на зрительный гнозис (осознанное узнавание).

 

Развивать наглядно-образное мышление можно при помощи СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО ЛОТО.  На данном лото представлены три вида материала: апельсин, лимон и елка:

При этом качество материала разное: целый лимон, долька искусственного и натурального лимонов, кружочек лимона и аромат лимона в баночке (эфирное масло) и пр. Важно использовать различное представление материала ребёнку, то есть показать лимон или другой продукт в разных качествах. Чем больше вариантов одного продукта, тем больше опыта получает ваш малыш. На первом этапе происходит знакомство, изучение материала, соотнесение визуального образа с запахом и даже вкусом. После этого ребёнку можно предлагать узнать лимон только по запаху или вкусу. А затем этот же лимон можно узнавать по запаху среди других запахов или вкусов, без зрительной опоры и наоборот. Уникальность этого лото в том, что каждый раз можно использовать разные материалы и вашему ребёнку точно не будет скучно.

 

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Словесно-логическое или вербальное мышление – это и есть та самая вершина пирамиды, о которой мы писали в начале статьи. При работе этого мышления человек использует логические операции и понятия. Мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.

Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал. Развитие логического мышления формируется постепенно и идет на протяжении всей жизни.

В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений.

 

Формирование логики способствует усвоению знаний, умению правильно и сознательно выразить свою мысль, способствует становлению коммуникативных связей, полноценному развитию ребёнка.

 

Развитие мышления можно подтолкнуть пересказом прочитанных книжек, сочинением сказок, выполнением логических задач.

 

В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как:

АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение) – это мысленное или реальное разделение предмета или явления на составляющие его части или выделение в нем отдельных черт, свойств, качеств. Например, этот текст состоит из абзацев, в абзаце есть предложения, в предложении – слова, а слова состоят из букв.
Подобным образом ребёнок овладевает речью: сначала появляются звуки, затем – слоги, слова, предложения.

 

СИНТЕЗ (от греч. synthesis – соединение) – это мысленное или реальное соединение предмета или явления в единое целое (систему).

Возьмём тот же пример: буквы соединяются слова, слова – в предложения, предложения – в абзацы, и затем получается целое – текст! Для развития этих мыслительных процессов у ребёнка отлично подойдут пазлы.

Здесь есть моменты, которые важно учитывать. Нужно начинать со сбора пазлов из двух составляющих. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, количество элементов пазла нужно увеличить до трёх, затем до четырёх и так далее.

С нарастающим интересом к этому занятию у ребёнка развивается и совершенствуется мелкая моторика, формируются понятия «часть» и «целое» (как раз-таки анализ и синтез), развивается логика и речь, увеличивается объём произвольного внимания.

 

СРАВНЕНИЕ – мысленное или реальное соотнесение предметов или явлений и выделение в них общего или различного. Эту операцию можно развивать у ребенка путём сравнения разных предметов по форме, размеру объему, весу, цвету, тактильным ощущениям и вкусовым. А затем КЛАССИФИЦИРОВАТЬ и ОБОБЩАТЬ предметы по этим же параметрам.

 

Помогать ребенку в развитии мышления можно и нужно. Мышление и речь связаны неразрывно и постепенное развитие видов мышления способствует нормальному развитию речи!

 

 

 

Оставьте свой отзыв