«Мама» – первое слово, главное слово в каждой судьбе! Каждый родитель хочет услышать это слово от своего ребёнка. Но как оно появляется? Как вообще появляются слова у детей и развивается речь?

Речевой онтогенез (от лат. ontos-сущий, genesis-зарождение) или речевое развитие – это период формирования речи человека от первых звуков до совершенного состояния, при котором язык становится способом общения и мышления.  Почему важно знать закономерности развития речи? Эти знания позволят своевременно и правильно увидеть отклонения в этом процессе и грамотно выстроить коррекционную работу по преодолению патологий.

 

Ученые выделяют разное количество этапов в речевом развитии детей, по-разному называют их и указывают различные возрастные границы каждого.

Предлагаем вам изучить подробнее этапы по модели советского психолога, педагога Алексея Николаевича Леонтьева!

 

Подготовительный этап

Начинается с момента рождения и продолжается до трех лет.

На этом этапе происходит активная подготовка к овладению речью. Сразу же после рождения у ребёнка появляется крик и плачь, которые способствуют развитию трёх частей речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного и голосового.

Через пару недель ребёнок уже вслушивается в голос говорящего, то есть отличает речь от других звуков. Здесь хочется отметить, что процесс вслушивания к разным звукам у ребёнка запускается ещё в утробе матери.

Затем малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами, а также реагировать на интонации речи.

Около двух месяцев начинается гуление (а-а-гуу, гы-гы….). К началу третьего месяца появляется лепет (ба-ба-ба, тя-тя и др.) Интересный факт – гуление и лепет у всех малышей мира одинаковые! Это значит, что гуление и лепет – это генетически заложенные программы у каждого человека.

 

Данные программы крайне важны для речевого развития, но, к сожалению, их наличие не показатель дальнейшего формирования произвольной речи.

 

Давайте подробнее разберемся, что же такое генетическая программа.

Итак, всем известно, что сознательная речь присуща только человеку. Но только ли речь отличает человека от других животных? Конечно нет! Все животные управляемы своими инстинктами, передающимся через гены. Мы можем предсказать, что станет с каждым животным, когда оно подрастёт: котёнок станет превосходным хищником, бельчонок – грызуном-вегетарианцем, жеребёнок – бегуном.

И все мы знаем, какие звуки издают эти животные! Мы точно знаем, что только что рождённый котёнок будет мяукать и рычать – это генетические программы, ровно такие же как гуление и лепет у человека. Но только человек способен на дальнейшее развитие этих программ до совершенной речи!

Ещё одно существенное отличие человека от животного это наличие ВОЛИ! При помощи этого волшебного, но реального инструмента как воля, человек достигает необычайных высот в развитии разных сфер его жизни!
Именно усилием своей воли и при включении той самой генетической программы – гуление и лепет, маленький человек старательно подражает речи взрослого.

Гуление и лепет – это подарок природы, а дальше все зависит от воли малыша и взрослого. Именно поэтому крайне ВАЖНО, чтобы взрослый артикулировал чётко, ясно и с разнообразием звуков, слогов и слов.

В пять месяцев ребёнок видит движения губ взрослых и пытается подражать.

 

В шесть месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные звуки (ма, па, ба, тя и др.). Важно, чтобы взрослый отвечал ребёнку и произносил звуки ясно, с четким артикулированием.

 

После полугода при помощи подражания ребёнок постепенно перенимает у взрослого все элементы звучащей речи: фонемы – звуки речи, тон, темп, интонацию, мелодику.
Дальше малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями, «тик-так», «дай-дай», «бух».

 

Помните про наглядно-действенное мышление? – статья

 

Пока ещё малыш реагирует на весь комплекс воздействия: ситуация-интонация-слово. Это помогает образованию временных связей, запоминанию слов и реакции на них.
В 7-9 месяцев ребёнок активно повторяет за взрослым более разнообразные и сложные сочетания звуков.
В 10-11 месяцев появляются реакции на слова. Например, если малышу говорят «Нет!», он останавливается и на мгновение прекращает свою деятельность. Обычно ребёнок смотрит на человека, который ему запретил что-то делать.
В это время важное значение приобретают условия, в которых происходит речевое развитие ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым).
Итогом речевого развития в год: появляются первые слова.

 

Преддошкольный этап

Особенности речевого развития этого этапа – становление активной речи, у ребёнка появляется особое внимание к активной артикуляции окружающих – он много и охотно повторяет и сам произносит слова.

Такое явление называется ЭХОЛАЛИЯ и в этом возрасте считается нормальным для развития и становления речи неконтролируемое автоматическое повторение слов. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Слова ребенка на этом этапе носят обобщенно-смысловой характер. Это значит, что одним и тем же словом он может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Например, слово «конфета» может означать: это конфета, дай конфету, вкусная конфета. Такая речь называется СИТУАЦИОННОЙ, то есть понять малыша можно в той ситуации, в которой происходит его общение со взрослым.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер, появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.  Примерно в 1,5 года словарный запас ребёнка составляет 10-15 слов, к концу 2-го года – 300 слов, к концу 3-го года – 700 слов!

Значения слов становятся все более определенными, начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала малыш выражает свои эмоции и желания одним словом (пить, открой, идём, дай и др.). Затем – примитивными фразами без согласования (Мама, пить Саша – Мама, дай Саше пить). Далее постепенно появляются элементы соподчинения и согласования слов в предложении.

К двум годам дети овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи значительно превосходит произносительные возможности!

 

Дошкольный этап

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков «р» и «л», реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

 

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

 

Речевое развитие дошкольников идет через быстрое увеличение словарного запаса.

 

Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 — 4000 слов.

Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо «лопатка» –  «копатка» и т. п.

Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству – придумыванию слов, например, «мурласка» и «котосавка», то есть «кошка».

 

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.

 

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

 

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

 

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

 

К 4 году в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

 

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

 

 

Школьный этап

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

 

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

 

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

 

 

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

– быть психически и соматически здоровым;

– иметь нормальные умственные способности;

– иметь нормальный слух и зрение;

– обладать достаточной психической активностью;

– обладать потребностью в речевом общении;

– иметь полноценное речевое окружение.

 

 

Записаться на консультацию по речевому развитию: +7 (4852) 66-20-49; +7 (965) 726-20-49

 

 

Оставьте свой отзыв