Аутизм у детей проявляется до 3-х лет и все чаще специалисты нашего центра слышат от родителей: «Нам кажется, что у нашего ребёнка аутизм».

В статье мы рассмотрим четыре нейропсихологических концепции, объясняющих особенности загадочного и пугающего диагноза:


1. «Теория разума»
2. Теория «центральной связанности»
3. Гипотеза лимбической системы
4. Гипотеза исполнительной функции

Теория разума

В рамках этой модели объясняется, что люди с диагнозом аутизм испытывают трудности в отражении собственных и чужих психических состояний, предсказывать или объяснять соответствующие им действия и поведение; а так же недостаточно понимают мысли и чувства других.

Причиной этому является поломка в системе зеркальных нейронов мозга, которые в норме активируются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия других людей.

Теория дефицитарности «центральной связанности» (согласованности)

Согласно этой модели аутизм у детей и у взрослых демонстрируется дисбалансом интеграции информации. При возникновении проблемной ситуации им сложно отсканировать её общую картину (в отличии от нормотипичных людей), они фокусируются на отдельных факторах, событиях или объектах. Другими словами, у людей с аутизмом имеется расстройство в сфере сенсорной интеграции – информация воспринимается органами чувств, но неправильно обрабатывается мозгом. Отсюда возникает сопротивление изменениям в окружающей среде.

Например, нормотипичного человека раздражает звук работающей газонокосилки в выходной день с утра и это нормально. Для человека с диагнозом аутизм этот звук будет невыносим на уровне слухового восприятия и реакция на это будет носить сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессия и др.

Гипотеза лимбической системы

Лимбическая система объясняет социальный и коммуникационный дефициты, характерные при аутизме. Исследования показали редукцию размеров нейронов и увеличение скопления клеток в гиппокампе, миндалине. Другими словами, в этих областях мозга слишком много нейронных связей, то есть не произошёл очень важный процесс прунинга (отсечение лишних связей). 

У ребенка аутиста не наблюдается синдром оживления (радость при виде мамы) или этот синдром слишком утрирован – дети сильно пинаются ногами, кричат как зверята. При взятии ребёнка на руки наблюдается гипотонус или гипертонус всего тела.

Гипотеза исполнительной функции

В рамках этой гипотезы аутизм у детей рассматривается как проявление первичного дефицита контроля над поведением, а так же недостаточное функционирование таких умственных операций, как оперативная память, планирование, подавление нежелательных поведенческих операций.

Кроме того, как неспособность к поддержанию и переносу сформировавшихся социальных навыков на аналогичные повседневные ситуации, что особенно важно для повседневной жизни, а так же способности адаптироваться к новым условиям.



Оставьте свой отзыв