Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в затрудненном произношении некоторых слов, отдельных звуков, слогов или в их искаженном произношении.

Дизартрия у детей возникает как следствие мозгового поражения или расстройства иннервации голосовых связок, лицевых, дыхательных мышц и мышц мягкого неба, при таких заболеваниях, как волчья пасть, заячья губа и вследствие отсутствия зубов.

Виды дизартрии:

  1. Бульбарная
  2. Псевдобульбарная
  3. Подкорковая
  4. Корковая
  5. Мозжечковая

Бульбарная дизартрия

Самая тяжелая форма дизартрии, проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга, в котором разрушаются ядра черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, иногда лицевого и тройничного).

У ребенка нарушается глотание пищи, затруднено жевание. Кроме этого, голос становится специфическим: слабый, с отсутствием звонких звуков, звуки приобретают носовой оттенок, речь невнятная, нечеткая, замедленная.

Псевдобульбарная дизартрия

Нарушения, обусловленные поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Такая форма дизартрии является следствием перенесённого в раннем детстве (так же во время родов или во внутриутробном периоде) органического поражения мозга в результате опухолей, инфекции, энцефалита и пр.

У ребёнка нарушается общая и речевая моторика; плохо сосет, попёрхивается, захлебывается, плохо глотает; повышенное слюноотделение, нарушена мускулатура лица. 


По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры этот вид дизартрии близок к бульбарной, однако возможности коррекции при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

Подкорковая дизартрия

Нарушение, возникающее в результате поражения подкорковых узлов головного мозга и характеризующееся нарушением мышечного тонуса и наличием гиперкинезов (насильственные непроизвольные движения, не контролируемые ребёнком).

Из-за меняющегося характера мышечного тонуса (от нормального к повышенному) и наличий гиперкинеза ребёнок может правильно произносить отдельные звуки, слова и фразы, а через минуту он оказывается не в состоянии произнести ни звука.

Возникает артикуляционный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи – темпа, ритма и интонации.

Иногда при данном виде дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект. 

Корковая дизартрия

Нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры.


При этом типе дизартрии нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов.

У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. При этом дети могут четко произносить изолированные звуки, которые искажаются в речевом потоке, возникают замены.

Особенно трудны сочетания согласных звуков. При быстром темпе речи возникают запинки, напоминающие заикание.

Мозжечковая дизартрия

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное поражением регулирующей функции мозжечка.


Проявляется потерей плавности, ритмичности экспрессивной речи, ее замедленностью и прерывистостью (скандированная речь). Речевые нарушения усугубляются толчкообразным дыханием, обусловленным атаксией (нарушение согласованности движений) дыхательных мышц.

Наблюдается снижение точности, скорости и амплитуды артикуляционных движений. В процессе разговора ребёнок напряжен, говорит с усилием. 


Данный вид дизартрии встречается редко, чаще сочетается с другими видами дизартрии.

Оставьте свой отзыв