Эмоции – огромная сила,
которая продвигает нас вперёд!
Маленькие дети не понимают своих эмоций и
нуждаются в нас, взрослых, чтобы мы им помогли пройти через это неизведанное
пространство.
Только познав самих себя, дети станут способными понимать других.
Контроль над своими эмоциями, способность различать, называть их и делиться ими – это плоды развития и зрелости личности.
Как развивать у ребенка эмоциональный интеллект?
Есть три важных ключа к развитию:
- Выражение эмоций.
Это очень важный момент в изучении ребенком своих эмоций. И уже здесь существует много препятствий, а именно слова взрослых: «не расстраивайся», «успокойся», «не плачь», «не злись» и пр., то есть родители, сами того не подозревая, ставят блокировку и запрет на выражение эмоций.
Кроме этого, существует миф о том, что если мы дадим детям свободу в выражении эмоций, то они никогда не научатся «прилично» их проявлять.
Но правда в том, что если дети не научатся выражать свои эмоции в таком виде, в каком они есть, то они не смогут перейти к следующему этапу развития эмоционального интеллекта – описание эмоций словами.
Невозможно иметь понятные и здоровые отношения с тем, чего не чувствует и не можешь объяснить.
2. Умение почувствовать, различить и вербализовать (назвать эмоцию словами)
Следующий ключ к развитию эмоционального интеллекта.
Помогайте детям давать название к их чувствам и сопереживайте их сильным эмоциям. Таким образом происходит переход от телесного проявления к вербальному.
Кроме того, нужно помочь ребёнку научиться быть с этими чувствами и обходиться с ними – помочь выразить свою грусть, найти слова для неё и поплакать о том, что не сбылось или утрачено.
Именно этот процесс, больше, чем что-то другое, формирует у детей психологическую устойчивость и уверенность по мере вовлечения в реальный мир.
3. Самоконтроль (умение сделать выбор: «контейнирование»* эмоции или проявление её «здесь и сейчас»)
Важный этап к эмоциональному здоровью и зрелости.
Контроль над собственными эмоциями у ребёнка формируется между 5 и 7 годами. Детскому мозгу нужно проделать огромнейшую работу, чтобы развиться до способности удерживать два конфликтующих сигнала, создающих давление.
Именно это давление (бросить в обидчика игрушкой или же сказать словами, что что-то не понравилось) и помогает импульсивным детям перейти на новый уровень и стать более уравновешенными!
*Контейнирование эмоций – это точное определение чувства без возможности его проявление из-за самоконтроля или запрета другого человека.
Например, ребёнок злиться на маму, кидает в неё предметы или хочет ударить. Мама останавливает ребёнка и говорит: «Я вижу, что ты сейчас злишься потому, что я не дала тебе конфету. Кидать в меня игрушки и бить меня не надо, мне больно».
Так происходит контейнирование эмоций. Но обязательно должен быть экологичный выход этим эмоциям. В описанном примере хороший способ выхода злости это игра- бой подушками между ребёнком и мамой.