Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия.

По мнению Александра Романовича Лурия (советский психолог, врач невропатолог, один из основателей нейропсихологии) любое поведение должно рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией и своим набором факторов.

Три функциональных блока мозга:
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования.
2. Блок приёма, переработки и хранения информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Только при согласованный работе всех трех блоков обеспечивается формирование и развитие психических функций человека (восприятие, память, воображение, мышление, речь и др.).

Знания о функционировании и связи этих блоков позволяют грамотно выстроить коррекционную работу с детьми по запуску речи!

Первый функциональный блок мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования

Включает в себя ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.


В этом блоке происходит закладка фундамента для формирования несущей вертикальной оси нейросоматической организации человека. Этот нейросоматический “каркас” формирует, контролирует и модулирует все наши телесные, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы и их взаимодействия.

Это уровень непроизвольной саморегуляции, с которым ассоциируются базовые механизмы развития – импритинг, ритмология, ансамбль пейсмекерных и триггерных пусковых механизмов поведения.

Метафорический “девиз” этого блока – Я ХОЧУ!


При нарушении работы этого уровня понизится тонус коры головного мозга, внимание станет неустойчивым, появится повышенная утомляемость, сонливость; мышление теряет избирательный, произвольный характер; эмоциональный фон меняется либо в сторону безразличия, либо в сторону встревоженности.

Второй функциональный блок мозга – блок приёма, переработки и хранения информации

Включает в себя центральные части основных анализаторов – зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Это операциональный уровень всех заложенных и приобретённых в течении жизни навыков и автоматизмов – речи и письма, сенсомоторных навыков (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, использования носовых платков и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи).

Здесь активно актуализируется и реализуется поведение без привлечения дополнительных осознаваемых средств. Девиз этого уровня: “Я могу”.


Нарушения в работе этого блока приводят к нарушениям слуха, кожной чувствительности (сложно узнать предмет на ощупь), нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений, ухудшается процесс приёма и переработки зрительной информации.

Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля

Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга: префронтальные отделы исполняют ведущую роль, премоторные – роль второго плана, но необычайно важную!


Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом, построение перспективных планов, целей, задач, выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов, контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция.

Сопоставление желаемого результата с полученным. Девиз этого уровня: “Я должен”.


Поражения этого уровня ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. Целесообразное поведение становится инертным, стереотипным или импульсивным на отдельные впечатления.

Как же взаимодействуют эти три блока мозга?

Очевидно, что для полноценного развития, а затем для полноценной жизнедеятельности, необходимо включение всех трех блоков мозга. Операциональное функционирование (2 блок) и произвольная саморегуляция (3 блок) формируются у человека по мере взросления.

Толчкой для их развития является нормальное функционирование энергетического блока (1 блок), а особенно для 3 блока.

Уровень с метафорическим названием «Я хочу» или 1 блок и уровень «Я должен» или 3 блок способствуют нормальному функционированию 2 блока или «Я могу». Развитие 2 блока обеспечивается в значительной мере 1 блоком, но пусковым механизмом для его реализации является активность 3 блока.

Образно говоря, все нынешние операции (2 блок), например, чистка зубов, езда на велосипеде, завязывание шнурков, и даже способность говорить (читай управление речевым аппаратом так, чтобы получались слова), в детстве были программами 3 блока.

Еще проще говоря, чтобы было «Я хочу» и «Я могу», сначала нужно «Я хочу» и «Я должен»!