Чаще всего в наш центр обращаются родители с запросом “Ребенок не говорит”.
При этом родители уже исключили все медицинские аспекты, например, нарушение слуха и зрения, неврологические проблемы, или последствия перенесенных заболеваний.
Причины почему ребенок не говорит могут быть совершенно разными, может быть у ребенка страдает сам процесс коммуникации – взаимодействия с другими людьми, либо используется неадекватно.
Есть разные варианты: эхолалии, речь не соотносится с моментом, речь используется только для получения желаемого, но не для самого общения.
Так на что же обращать внимание помимо того, что ребенок не говорит?
Какие признаки говорят о том, что коммуникация не развивается должным образом?
Наверняка у всех на слуху такие яркие признаки, как отсутствие указательного жеста и реакции на свое имя у ребенка.
Но это далеко не всё.
Самое главное, что должно присутствовать и развиваться у ребенка, это эмоциональный контакт и заинтересованность непосредственно во взаимодействии с другим человеком.
Речь является одним из средств коммуникации, большую же часть информации мы воспринимаем и передаем невербально – мимикой, жестами, интонацией, символами.
Очень важно обращать внимание не только на количество слов у ребенка, но и на качество взаимодействия в целом.
Какие признаки помогут оценить взаимодействие и когда стоит обратиться к специалисту?
Ребенок не говорит: чек-лист признаков нарушения коммуникации:
До года:
- Не улыбается знакомому взрослому в ответ (комплекс оживления) в 3 месяца
- Не фокусирует взгляд на лице
- Избегает зрительного контакта, либо контакт непродолжительный
После года:
- Не откликается на свое имя в 1 год
- Не использует невербальные средства общения (взгляд, мимику, жесты, вокализации)
- Не использует жесты “да/нет”, социальные жесты, например, “привет/пока” в 1 год
- Отсутствует указательный жест в 1,5 года
- Не реагирует на эмоции, нет эмоционального контакта, эмоционально холоден
- Не проявляет интереса непосредственно к человеку, больше интересуется предметным миром
- Нет совместного внимания, не стремится разделить интерес, радость
- Не обращается с просьбой (жесты, слова, звуки)
- Чтобы получить желаемое, механически использует руку взрослого
- Не показывает на себя, говорит о себе в третьем лице
- Не понимает как взаимодействовать, неадекватно реагирует
- Не понимает контекст ситуации, общую картину
- Нет диалога. Если есть речь, она необращенная, не ждет ответа
- Узкий круг интересов, зацикленность на одних темах
- Общение стереотипное, только при желании и на условиях ребенка
Какую информацию мы получаем в ходе диагностики:
- общее моторное развитие
- развитие саморегуляции
- характеристики внимания
- состояние эмоциональной сферы
- коммуникативные возможности
- уровень зрительного и слухового восприятия
- сформированность процессов памяти, мышления, внимания
- способность к имитации
- сформированность схемы тела
- сформированность пространственных представлений
- сформированность сенсомоторных процессов
- состояние импрессивной и экспрессивной речи
Записывайтесь на консультацию: +7 (4852) 66-20-49