Ребенок не говорит

Чаще всего в наш центр обращаются родители с запросом “Ребенок не говорит”.

При этом родители уже исключили все медицинские аспекты, например, нарушение слуха и зрения, неврологические проблемы, или последствия перенесенных заболеваний.

Причины почему ребенок не говорит могут быть совершенно разными, может быть у ребенка страдает сам процесс коммуникации – взаимодействия с другими людьми, либо используется неадекватно. 

Есть разные варианты: эхолалии, речь не соотносится с моментом, речь используется только для получения желаемого, но не для самого общения.

Так на что же обращать внимание помимо того, что ребенок не говорит?

Какие признаки говорят о том, что коммуникация не развивается должным образом?

Наверняка у всех на слуху такие яркие признаки, как отсутствие указательного жеста и реакции на свое имя у ребенка.

Но это далеко не всё. 

Самое главное, что должно присутствовать и развиваться у ребенка, это эмоциональный контакт и заинтересованность непосредственно во взаимодействии с другим человеком.

Речь является одним из средств коммуникации, большую же часть информации мы воспринимаем и передаем невербально – мимикой, жестами, интонацией, символами.

Очень важно обращать внимание не только на количество слов у ребенка, но и на качество взаимодействия в целом.

Какие признаки помогут оценить взаимодействие и когда стоит обратиться к специалисту?

Ребенок не говорит: чек-лист признаков нарушения коммуникации:

До года:

  • Не улыбается знакомому взрослому в ответ (комплекс оживления) в 3 месяца
  • Не фокусирует взгляд на лице
  • Избегает зрительного контакта, либо контакт непродолжительный

После года:

  • Не откликается на свое имя в 1 год
  • Не использует невербальные средства общения (взгляд, мимику, жесты, вокализации)
  • Не использует жесты “да/нет”, социальные жесты, например, “привет/пока” в 1 год
  • Отсутствует указательный жест в 1,5 года
  • Не реагирует на эмоции, нет эмоционального контакта, эмоционально холоден
  • Не проявляет интереса непосредственно к человеку, больше интересуется предметным миром
  • Нет совместного внимания, не стремится разделить интерес, радость
  • Не обращается с просьбой (жесты, слова, звуки)
  • Чтобы получить желаемое, механически использует руку взрослого
  • Не показывает на себя, говорит о себе в третьем лице
  • Не понимает как взаимодействовать, неадекватно реагирует
  • Не понимает контекст ситуации, общую картину
  • Нет диалога. Если есть речь, она необращенная, не ждет ответа
  • Узкий круг интересов, зацикленность на одних темах
  • Общение стереотипное, только при желании и на условиях ребенка

Какую информацию мы получаем в ходе диагностики: 

  • общее моторное развитие
  • развитие саморегуляции
  • характеристики внимания
  • состояние эмоциональной сферы
  • коммуникативные возможности
  • уровень зрительного и слухового восприятия
  • сформированность процессов памяти, мышления, внимания
  • способность к имитации
  • сформированность схемы тела
  • сформированность пространственных представлений
  • сформированность сенсомоторных процессов
  • состояние импрессивной и экспрессивной речи 


Записывайтесь на консультацию:  +7 (4852) 66-20-49

Оставьте свой отзыв