Чем занимается «Центр запуска речи?». Как мы помогаем не говорящим и плохо говорящим детям.

Мы проводим групповые и индивидуальные занятия с не говорящими и плохо говорящими детьми. К нам обращаются за помощью родители малышей с 1,5 лет. Даже когда ребенок в 3 года не говорит, и в 5 лет, Центр приходит на помощь.

Чем отличается техника первичных занятий от стандартной практики логопеда?

В данном случае, логопед не занимается постановкой звуков и не делает логопедический массаж курсами (за исключением диагноза –дизартрия), потому что стандартные процедуры не послужат избавлением от первопричины отсутствия речи или задержки речевого развития.

Специалисты центра составляют планомерную программу запуска речи при конкретной проблеме и учитывая особенности ребенка.

Прежде всего – это «ювелирная работа»: создание предпосылок для развития речи у детей, для того, чтобы процесс говорения был возможен.

Логопед-дефектолог создает фундамент появления речи, запуская многие механизмы у ребенка:

– Формирует речевой слух и дыхание,

– Запускает речевое подражание, интонирование,

– Включает ориентировочные действия и предметную деятельность,

– Запускает у ребенка когнитивные процессы.

Российская и мировая экспертная практика показывает, что у не говорящих и плохо говорящих детей, фактически, отсутствует желание коммуницировать, т.е. нет потребности в общении.

Зачастую, малыши не идут на визуальный (глаза в глаза) контакт, избегают взаимодействий с окружением, тяжело адаптируются в новой социальной среде, ведут себя непредсказуемо и могут неадекватно реагировать на незнакомые звуки, запахи и другие стимуляторы органов чувств.

Как правило, детям с подобным поведением и нарушениями речи ставят сопутствующий или основной диагноз аутизм. Безусловно, для родителей это полнейший шок и непонимание, что делать, если ребенок не говорит, как жить дальше.

Однако, это не тупик и вот почему:

В процессе запуска речи уходят черты аутичного спектра, так как у ребёнка запускается внутренняя речь, процессы саморегуляции, начинает доминировать познавательная активность и исследовательский интерес, ребёнок мотивирован на взаимодействие и является инициатором коммуникации.

Появляется адаптивный ответ на сенсорные стимулы, стереотипии уходят и появляются осознанные предпочтения, формируется вкус, привычки.  Таким образом, на этапе запуска речи основной задачей является сформировать внутреннюю мотивацию к коммуникации, познавательную активность и инициативу к взаимодействию.

 

Как мы это делаем?

В процессе запуска речи очень важную роль играют групповые занятия.

Именно на них создаются условия для перехода (приобретённого на индивидуальных занятиях) навыка в умение.

К примеру, на индивидуальном занятии отрабатывается значение глаголов и инструкции проигрываются в действии. На групповом занятии тот же глагол должен быть вычленен из потока речи в условиях множества шумовых, тактильных, зрительных и других помех.

Наши групповые занятия насыщены сенсорными стимулами, имеют определённую продуманную структуру. Каждая активность в структуре решает множество задач, приближающих ребёнка к речи, а не бездумному повторению слов или фраз.

Все задания направлены на формирование у ребенка сильного желания заговорить.

На занятиях мы не используем плоскостные изображения и картинки, так как этот материал не эффективен в дошкольный период коррекции. Весь материал аутентичен, т.е. мы используем настоящий кокос, а не изображение кокоса и так далее. Пособия выбираются по принципу эстетической привлекательности, новизны и необычности для ребёнка.

 

На занятиях решаются и проблемы поведенческого характера:

– Умение ждать свей очереди, т.е  саморегуляция,

– Умение делать выбор,

– Предвосхищение событий,

– Планирование,

– Отработка социально-бытовых навыков и многое другое.

Самый главный ключ к возникновению речи у не говорящих и плохо говорящих детей –  вызов мотивации,  т.е  желание самого ребенка заговорить. На занятиях через активности и создание сенсорной среды мы адаптируем детей, снимаем  гипо-гиперчувствительность к различным стимулам (звуки, консистенции, вкус, запах и т.д.), тревожность уходит, и ребёнок готов к новому опыту, мотивация к взаимодействию становится устойчивой.

 

Когда стоит  к нам обращаться? Как выявить нарушения у ребенка и заниматься с ними?

Опыт показывает точку отсчета –  возраст с 1 года.

Чем раньше будет выявлена поломка, будет установлена причина поражения, тем более благоприятный прогноз будет для ребенка и перспектива избежать сопутствующих вторичных диагнозов ЗПР, РАС, мутизм и т.д.

Сама мама, особенно,  если это не первый ребенок, наблюдает за этапами развития. Если, как ей кажется, он отстает от нормы, она обращается к специалистам: педиатру, неврологу, дефектологу. Очень часто мама получает ответ, что ребёнок ещё маленький, нет причин для волнений.  Действительно очень сложно специалисту за 15-30 минут приёма выявить проблему, и успокоенный родитель отправляется домой и теряет драгоценное самое продуктивное время для коррекции. Если вы как родитель заподозрили отклонения в развитии и отмечаете запаздывание темпов развития, то необходимо действовать.

Подробнее в нашей статье: “Ребенок не говорит. Или как узнать, что у ребенка проблемы с речью?”

Особое значение при организации помощи детям с задержками развития, не говорящим и плохо говорящим, приобретает комплексность  воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.

Логопедические, психолого-педагогическое, нейропсихологические и медицинские коррекционные мероприятия должны проводиться длительно и систематически.

Наш центр работает на результат, давая возможность взаимодействовать медицине с родителями. Мы делаем сложную и уникальную работу – создаём  фундамент для возникновения осознанной коммуникации и запускаем речь.

 

 

 

 

 

 

Оставьте свой отзыв