Почему так важно насыщать детей новыми ощущениями, впечатлениями,  визуализировать, воспроизводить звуки, давать потрогать предметы?

У детей складывается пазл восприятия мира через органы чувств. И ключевую роль играет сенсорная интеграция. 

Сенсорная интеграция –  упорядочивание ощущений, которые дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Процесс является ключевым для нормальной работы центральной нервной системы.

У человека существует 8 сенсорных систем:

  • Вестибулярная
  • Тактильная
  • Проприоцептивная
  • Зрительная
  • Слуховая
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Интероцептивная

Все системы дают информацию для интеграции с самого рождения, когда малыш видит людей и предметы вокруг, слышит звуки, испытывает тактильные ощущения. 

Затем, по мере взросления подключается понимание, концентрация на чем-то отдельном, а также фильтры (когда мы игнорируем ненужные ощущения, например, звуки). 

Дальше попытки контроля над телом (над движениями, двигательное планирование), артикуляция. Подключается целенаправленная деятельность, речь, координация.

Все это время мозг бессознательно проводит процесс сенсорной интеграции: воспринимает, фильтрует, организует “по полочкам”, дает адаптивные ответы на ощущения и тд.

В результате сенсорной интеграции ребенок, примерно к школьному возрасту, получает способности к обучению (восприятие информации, чтение, письмо), самоорганизации, концентрации, самоконтролю, абстрактному мышлению. Получает уверенность в себе, адекватное поведение и самооценку. 

К сожалению, все чаще наблюдается дисфункция сенсорной интеграции у детей и, в том числе, из-за этого происходят задержки речевого развития.

Причинами нарушений могут быть: перинатальные патологии, наследственность, неврологические и другие заболевания, неблагоприятная внешняя среда и нехватка стимулов.

Последнее, нехватка стимулов – это сенсорная депривация. 

Дети сегодня ограничены в получении тактильных и других ощущений, мало взаимодействуют с окружающим миром и людьми. Необходимые стимулы заменяют мультики, шум и гаджеты, что в свою очередь дает сенсорные перегрузки зрения и слуха. 

Среди признаков депривации выделяют: гипо-/гиперчувствительность (тактильная зрительная, слуховая), пассивность/чрезмерную активность, неуклюжесть/импульсивность движений, социальные и эмоциональные трудности, необучаемость/сложность в обучении, нарушение сна, зацикленность в играх, задержка моторных навыков и речи.

Есть ли реальные нарушения сенсорной интеграции, какой у них тип и степень может выявить исключительно специалист, который проведет углубленную диагностику и определенные тесты.

В зависимости от результатов, подбирается комплекс развития и коррекции сенсомоторного базиса, развития процессов восприятия и обработки информации об окружающем мире и собственном теле, и формирования адаптивного ответа.

Занятия по сенсорной интеграции, например, для запуска речи, предполагают игры на развитие мелкой моторики, взаимодействие с разными цветами, текстурами и формами, специальные игровые комплексы (веревочные, гамаки и тд.), балансиры и все, что необходимо для стимуляции мозга.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Чем они богаче, тем шире и многограннее  будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорной интеграции детей, т.е от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осознает окружающее.

Чувственные познание внешнего мира-важнейшее звено в системе познавательный деятельности ребёнка, необходимая предпосылки интеллектуального развития.

Записывайтесь на консультацию:  +7 (4852) 66-20-49

Оставьте свой отзыв