Физическое развитие детей такой же важный момент, как и психическое.

Двигательные навыки, иммунитет, положительная работа дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем – наиболее понятные результаты развития движений в норме. Однако, физическое развитие ребенка непосредственно сказывается в будущем на развитии речи или отклонениях.

Важно следить за ребенком не только в моменте, но и в динамике, поэтому мы публикуем возрастные нормы развития ребенка по месяцам, в год, в 2 и 3 (подготовлено по материалам Татьяны Визель).

 

Особенности физического развития детей:

0-1,5 месяцев.

Лёжа на спине ребёнок беспорядочно движет ручками, ножками. Преобладание безусловно-рефлекторной сферы.

2 месяца.

Приподнимает головку, лёжа на спине, подносит руки ко рту, схватывает предметы, осматривает движения свои рук. Начало ориентировочной деятельности.

3-4 мес.

Высоко поднимает голову, лёжа на животе, опираясь в этот момент на предплечья. Играет со своими руками. Включение в работу двигательных систем мозга.

5-6 мес.

Пытается сесть, когда тянут за руки. Когда придерживают поясницу, сидит и держит голову прямо. Эти приобретения говорят о появлении тенденции к принятию вертикального положения. В это время появляется способность извлекать из погремушки звуки, если она вложена ему в руку – начало предметной деятельности. Перекатывается со спины на бок, трогает руками колени- начало освоения схемы тела, которая приводит к появлению своего «Я». Кисти рук становятся раскрытыми, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который берет.

 

6-7 мес.

Период интенсивного освоения схемы тела. Лёжа на спине, ребёнок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками. Сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Старается перекладывать предмет из руки в руку. Вращает кистью, в которой находится игрушка. Активируется теменная доля мозга.

8-9 мес.

Ребёнок сидит без поддержки и сам занимается игрушкой- предмет становится объектом спонтанного внимания ребёнка. Совершенствуется моторика- ребёнок поднимает предмет двумя руками. Когда ставят на ножки, ребёнок упирается на них и пробует пружинить. Включаются в работу лобные доли мозга, оказывающие регулирующее воздействие на на все усложняющиеся двигательные акты.

9-11 мес.

Ребёнок активно осваивает ползание. Встаёт на четвереньки и раскачивается вперёд-назад, садится, а затем снова встаёт на четвереньки. Совершенствуется пальцевый праксис – ребёнок берет предмет двумя пальцами.

11-12 мес.

Ребёнок встаёт, если за что-то держится. Начинается освоение бросания- ребёнок бросает предметы в игре, иногда кидает все подряд, радуясь тому, что взрослые обращают на это внимание.

 

1-1,5 года.

Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать несколько шагов, вытянув руки вперед. Пытается манипулировать предметами, внимательно смотря на них. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. Созревают подкорковые структуры мозга, мозжечок. Становится доступной элементарная конструктивная деятельность (ребенок строит башни из кубиков). Разворачивает завернутый предмет.

 

1,5-2 года.

Ребенок осваивает неровный рельеф – приставным шагом поднимается по ступенькам, держась за перила или за руку взрослого. Совершенствуется мелкая моторика рук  – ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Вырабатываются ассоциативные связи между теменно-премоторными зонами и затылочными(зрение).

 

2-3 года.

Ребенок осваивает сложные двигательные координации – встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Переливает жидкость. Происходит активное развитие подкорковой и мозжечковой двигательных систем.

 

3 года.

Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом  – ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды, встает на цыпочки, подталкивает ногой мячик, ударяет по мячу ногой с размаху, делает попытки подпрыгнуть, не отрывая ноги от пола, крутит педали трехколесного велосипеда, раскатывает пластилин.

Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии»