Физическое развитие детей такой же важный момент, как и психическое.
Двигательные навыки, иммунитет, положительная работа дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем – наиболее понятные результаты развития движений в норме. Однако, физическое развитие ребенка непосредственно сказывается в будущем на развитии речи или отклонениях.
Важно следить за ребенком не только в моменте, но и в динамике, поэтому мы публикуем возрастные нормы развития ребенка по месяцам, в год, в 2 и 3 (подготовлено по материалам Татьяны Визель).
Особенности физического развития детей:
0-1,5 месяцев.
Лёжа на спине ребёнок беспорядочно движет ручками, ножками. Преобладание безусловно-рефлекторной сферы.
2 месяца.
Приподнимает головку, лёжа на спине, подносит руки ко рту, схватывает предметы, осматривает движения свои рук. Начало ориентировочной деятельности.
3-4 мес.
Высоко поднимает голову, лёжа на животе, опираясь в этот момент на предплечья. Играет со своими руками. Включение в работу двигательных систем мозга.
5-6 мес.
Пытается сесть, когда тянут за руки. Когда придерживают поясницу, сидит и держит голову прямо. Эти приобретения говорят о появлении тенденции к принятию вертикального положения. В это время появляется способность извлекать из погремушки звуки, если она вложена ему в руку – начало предметной деятельности. Перекатывается со спины на бок, трогает руками колени- начало освоения схемы тела, которая приводит к появлению своего «Я». Кисти рук становятся раскрытыми, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который берет.
6-7 мес.
Период интенсивного освоения схемы тела. Лёжа на спине, ребёнок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками. Сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Старается перекладывать предмет из руки в руку. Вращает кистью, в которой находится игрушка. Активируется теменная доля мозга.
8-9 мес.
Ребёнок сидит без поддержки и сам занимается игрушкой- предмет становится объектом спонтанного внимания ребёнка. Совершенствуется моторика- ребёнок поднимает предмет двумя руками. Когда ставят на ножки, ребёнок упирается на них и пробует пружинить. Включаются в работу лобные доли мозга, оказывающие регулирующее воздействие на на все усложняющиеся двигательные акты.
9-11 мес.
Ребёнок активно осваивает ползание. Встаёт на четвереньки и раскачивается вперёд-назад, садится, а затем снова встаёт на четвереньки. Совершенствуется пальцевый праксис – ребёнок берет предмет двумя пальцами.
11-12 мес.
Ребёнок встаёт, если за что-то держится. Начинается освоение бросания- ребёнок бросает предметы в игре, иногда кидает все подряд, радуясь тому, что взрослые обращают на это внимание.
1-1,5 года.
Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать несколько шагов, вытянув руки вперед. Пытается манипулировать предметами, внимательно смотря на них. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. Созревают подкорковые структуры мозга, мозжечок. Становится доступной элементарная конструктивная деятельность (ребенок строит башни из кубиков). Разворачивает завернутый предмет.
1,5-2 года.
Ребенок осваивает неровный рельеф – приставным шагом поднимается по ступенькам, держась за перила или за руку взрослого. Совершенствуется мелкая моторика рук – ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Вырабатываются ассоциативные связи между теменно-премоторными зонами и затылочными(зрение).
2-3 года.
Ребенок осваивает сложные двигательные координации – встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Переливает жидкость. Происходит активное развитие подкорковой и мозжечковой двигательных систем.
3 года.
Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом – ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды, встает на цыпочки, подталкивает ногой мячик, ударяет по мячу ногой с размаху, делает попытки подпрыгнуть, не отрывая ноги от пола, крутит педали трехколесного велосипеда, раскатывает пластилин.