Развитие речи у детей – особая тема родительского внимания, все больше семей сталкиваются здесь с трудностями.

Давайте узнаем, почему ребенок не говорит:

 

Нарушения слуха

Чем больше снижен слух, тем хуже условия для развития речи.

 

Как диагностировать нарушение слуха у ребенка? Следует обратить внимание на симптомы, описанные ниже:

– ребенок не откликается на свое имя и на голос взрослого;

– нет реакции на громкие и внезапные звуки;

– не поворачивает голову к звучащей игрушке;

– отсутствует гуление и лепет;

– в течение первых двух лет жизни ребенок не начинает говорить слова и фразы;

– ребенок часто трогает свои уши (это может свидетельствовать о наличии инфекции или сильном давлении в ушах);

– не обращает внимания на говорящего, если тот не находится в поле зрения ребенка.

 

Кроме этого, существуют аппаратные методы диагностики нарушения слуха: аудиометрия, отоакустичесая эмиссия, акустическая импедансометрия и др.

 

Темповая задержка

Все дети разные и развитие у них происходит по-разному. То есть на формирование речи влияет индивидуальный темп. Если ваш малыш произнес слово «Мама» на месяц позже, чем ребенок вашей подруги, то ничего страшного в этом нет. У вашего малыша свой ритм развития! И это совершенно не значит, что в семье выявятся неговорящие дети.

 

Аналогично, свой темп и у других высших психический функций каждого отдельного ребенка (мышление, внимание, память и др.), а также моторного развития.

 

Отсутствие или сниженная мотивация к говорению

«Зачем мне говорить, если вы меня и так понимаете?» – думает ваш молчун. Отсутствие мотивации к речи = отсутствие речи. Все логично!

Это происходит из-за излишней опеки над ребёнком. Он ещё и ротик открыть не успел, а только пальчиком показал на игрушку, родители уже вручают её.

 

«Каждой фразе, каждому разговору предшествует возникновение МОТИВА речи – ради чего я говорю, из какого источника аффективных побуждений и потребностей питается эта деятельность» –  Л.С. Выготский.

Мотив речи появляется у детей при наличии эмоций, интереса к различным заданиям, предложенным педагогом и при наличии собеседников.

 

Речевой негативизм

«Скажи…», «Повтори…», «Сделай так…», знакомо?

Эти и другие настойчивые требования родителей с целью разговорить своего ребёнка могут быть ещё одной из причин отсутствия речи, а именно речевой НЕГАТИВИЗМ или ПРОТЕСТ из-за чрезмерного давления. Получается, что мамы и папы, в некоторых случаях, сами формируют неговорящих детей.

Что делать?! – Без паники! Самый эффективный способ учиться говорить – в ролевом взаимодействии, во время игры, а так же при хорошей мотивации!

 

Педагогическая запущенность

Как бы банально не звучало, но для формирования речи у ребёнка нужно, чтобы родители разговаривали с ним!

 

Малышу с самого рождения нужно общение! И если с ним не общаются окружающие, не разговаривают, не поддерживают при этом глазной контакт, то развитие речи невозможно! Не слыша обращённой речи, ребёнок не сможет формировать и расширять пассивный словарный запас.

 

Неразвитость речевого аппарата

Хорошее чувство своего речевого аппарата и умелое владение им – важная часть при формировании и развитии речи.
– Проблемы с артикуляционной системой: сниженный или повышенный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка и др.
– Признаки неразвитости артикуляционной системы: постоянно приоткрыт рот, трудности с пережевыванием твёрдой пищи, частое слюноотделение.

Чтобы разрешения ситуации необходимо тренировать речевой аппарат при помощи артикуляционной гимнастики и делать логомассаж. Лучше всего обратиться за консультацией к специалисту по запуску речи у неговорящих детей.

 

Несформированность речевого дыхания

Наш дыхательный аппарат выполняет не только функцию газообмена, но и участвует в образовании голоса и звука. Такое дыхание называется речевым и является произвольным процессом, в отличии от первого (физиологического).

 

При несформированности речевого дыхания возникают трудности с правильным произношением и построением плавной и слитной речи. Мы произносим слова на выдохе, но если у ребёнка не получается сделать произвольный выдох, то и сказать слово или фразу он не сможет…
Губная гармошка, флейта, мыльные пузыри, свистки, свечи – все это помогает для развития речевого дыхания!

 

 

Двуязычная семья

Дети-билингвы (из двуязычной семьи) могут начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Они оказываются в более сложной ситуации, когда слышат вокруг себя речь на разных языках, чем те дети, которые осваивают один язык.

Что делать?  Нужно выбрать ОДИН язык, чтобы правильно построить речь без отставания в развитии мышления. Для перестройки с одного языка на другой потребуется определенное время. Поэтому допустима и задержка речевого развития и ошибки в построении фраз.

 

Стрессовые ситуации

Детский стресс также может является причиной отсутствия речи или её дефектов. А так же раздражительностью, ухудшением сна и аппетита, беспричинная плаксивость и др.
Что провоцирует стресс: Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, разлука с матерью, поход в детский сад и пр.

Что делать родителям:
– Поддерживать чувство безопасности у малыша-сохранять физический контакт, держать за руку, обнимать, разговаривать, вместе играть.
–  К важным переменам, например, к детскому саду, готовить ребёнка заранее.
– Исключить причины стресса у ребёнка. Если вы не понимаете из- за чего у ребенка стресс, в таком случае нужно обратится к специалисту, детскому психологу.

 

Нарушение интеллекта

Порой неговорящие дети подвержены заболеваниям, при которых нарушается интеллектуальный компонент (генетические заболевания, аутизм, умственная отсталость и др.). Формирование речи напрямую связано с развитием интеллекта ребенка.

Скорректировать нарушения поможет работа с профильными специалистами.

 

Алалия

Алалия (от греч. Lalio – говорю, А – отсутствие) – неразвитие речи у ребенка, имеющее системный характер и обусловленное патологией центральной нервной системой на уровне коры мозга. При алалии страдают практически все стороны речи – фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, синтаксическая.

– Моторная алалия – отсутствие экспрессивной (устной) речи.

– Сенсорная алалия – несостоятельность импрессивной речи (плохое понимание чужой речи).

 

Важно знать и выявить причины задержки речевого развития, чтобы начать коррекцию и помочь ребенку заговорить!

Рекомендуем не ждать до 3х лет (к трем годам у ребенка уже пройдена половина сензитивных периодов), а начать работу уже сейчас.

Статья: РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ИЛИ КАК УЗНАТЬ, ЧТО У РЕБЕНКА ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ?

 

 

Оставьте свой отзыв